Консультации музыкального руководителя младших групп

Музыкальный слух у ребенка формируется очень рано, и если вы начнете занятия до двух лет, то можно ждать отличных результатов.
Занятия по развитию музыкальных способностей включают в себя четыре основных направления.
1. Слушание музыки.
Для начала это могут быть самые простые песенки, например, “Ладушки”. Песенка длится 30 секунд и повторяется пять — семь раз. Между повторениями нужно делать музыкальные паузы, во время которых, проиграйте эту же песенку на инструментах-самоделках (а если вы владеете игрой на каком-либо инструменте, то играйте и на нём). В конце концов, вы можете просто промурлыкать песенку без слов, детские песенки можете придумать сами, но лучше всего использовать записанные на кассеты. На одном занятии желательно выучить одну песенку (максимум — две).
2.Работа над ритмикой.
Ее можно начинать уже с трехмесячного возраста. Возьмите малыша под мышки, поставьте его на большой надувной мяч и шагайте вместе с ним под веселую песенку. Вероятно, на первых порах, вам понадобится помощь папы или бабушки. Малыши также обожают ритмично прыгать на мягком диване. Важно, чтобы прыжки или ходьба совпадали с ритмом мелодии или песни. Продолжительность занятия не должна превышать трех — шести минут. Главный ориентир при этом — настроение и состояние малыша (как, впрочем, и ваше собственное). Как для него, так и для вас занятия должны приносить удовольствие. Чередуйте ритмичную ходьбу и прыжки с переменками, во время которых малыш сидит (лежит) и смотрит, как мама, продолжая напевать ту же песенку, в такт разжимает его сжатые кулачки.


3. Развитие слуха
Музыкальный слух — это способность узнавать и воспроизводить любой звук, взятый на любом музыкальном инструменте. Если человек способен узнавать и без предварительной настройки воспроизводить предложенный ему музыкальный звук, то можно предположить, что у него врожденный музыкальный слух.. Он формируется на основе умения петь отдельные звуки и подбирать их на слух. Это своего рода формирование долговременной памяти на каждый звук. Тренировка слуха занимает совсем немного времени, но упражнения следует выполнять ежедневно. Начинать работу над этим следует с одного-двух месяцев, используя погремушки. Это познакомит малыша с разнообразными звуками и будет побуждать его к самостоятельному “музицированию”. После погремушек вам понадобятся разнообразные колокольчики (например, для рыбной ловли), любые маленькие игрушки, которые легко подвешиваются над кроваткой, и которые пищат или звенят при прикосновении к ним. Можно также использовать и самодельные погремушки: пластмассовые бутылки, наполненные рисом, горохом, камушками, пуговицами. Подвешивайте их (только не все сразу) над кроватью, чтобы малыш мог дотянуться и вызвать звук.
Когда малыш станет постарше, используйте простой, но эффективный прием: рассказывайте ему сказки, пойте песни, играйте с ним разнообразно: громко и тихо, отрывисто и протяжно, ритмично и сумбурно. Переходите с одного инструмента на другой. Подыгрывайте, подтанцовывайте в такт любой танцевальной музыке.
Наши советы:
• Почаще хвалите своего маленького музыканта и певца.
• Многие дети любят играть “в школу”. Включайтесь в эту игру. Ставьте “пятерки” в дневник, вызывайте к “доске”; сами становитесь учениками, а ваш малыш пусть побудет в роли строгого учителя. Став учеником, помните, что вы должны петь, играть и танцевать!
• Иногда говорите, что вы забыли, как надо петь или играть на инструменте — попросите ребенка вас научить этому.
• После разучивания новой песенки играйте и пойте ее с малышом для папы, бабушки, дедушки и гостей.
• Записывайте выступления малыша на аудио- или видеокассету.
• Старайтесь заниматься с ним в определенное время (например, после завтрака или после
прихода из детского садика).

https://nsportal.ru/44393/page/materialy-dlya-roditeley
Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Игры-упражнения дома с детьми
1. «Послушай и повтори» - игра на развитие ритмического слуха. Эта игра проводится дома за столом. Взрослый берет карандаш, простукивает им любой ритмический рисунок по столу. Предлагает ребенку повторить его, прохлопав в ладоши.
2. «Веселые колпачки» – игра на развитие ритмического слуха. Для игры берем два колпачка от лака, шампуня или две пробочки от пластиковой бутылки. Ребенок придумывает ритмический рисунок, простукивает его колпачками. Взрослый должен повторить хлопками в ладоши.
3. «Отгадай мелодию» – игра на развитие ритмического слуха. Взрослый напевает какую-либо мелодию, ребенок должен передать ее ритмический рисунок, простучав пальцем по ладони.
4. «Давайте хохотать» – игра на развитие музыкальной памяти. Взрослый «прохохатывает» (на слог «ха» поет) любую знакомую ребенку песню, тот отгадывает. Потом песню загадывает ребенок.
5. «Непослушный мячик» – игра на развитие динамического слуха. Игра проводится по принципу игры «Холодно-горячо». Взрослый прячет где-то дома мячик (или какую-либо игрушку). Начинает петь знакомую песню, ребенок под это пение ищет игрушку. Если взрослый поет тихо, значит игрушка находится далеко, если громко – то близко. Потом игрушку прячет ребенок.
6. «Отгадай, что звучит» – игра на развитие музыкальной памяти. У вашего ребенка есть любимая аудиокассета или СД-диск с детскими песнями. Дайте прослушать ребенку отрывок любой песенки (но не сначала звучания). Ребенок отгадывает и называет песню или исполнителя, сам ее напевает. Если вы слушаете с ребенком популярную инструментальную классическую музыку, то эту игру можно провести так: ребенок отгадывает отрывок музыки, напевает его и называет ( по возможности) солирующий музыкальный инструмент.

Именно благодаря использованию музыкально-дидактических игр у детей развиваются музыкально-сенсорные, а также и общие музыкальные способности – чувство ритма и ладовый слух.
Известно, что эти способности играют важную роль в музыкальном воспитании дошкольников.
Музыкально-дидактические игры направлены на развитие этих основных музыкальных способностей, которые необходимы ребёнку для полноценного восприятия музыки, её понимания, а значит, и более гармоничного развития в целом.
Многие современные родители считают, что если ребенок умеет читать, писать и считать, то он готов к обучению в школе. К сожалению, так думают и некоторые учителя начальных классов. Готовность ребенка к школе обуславливается развитием интеллектуальных, познавательных процессов и наличием кругозора. К познавательным процессам относятся: ощущение, восприятие, мышление, память, речь, воображение. К тому же ребенок должен уметь обобщать, сравнивать предметы, выделять существенные признаки, высказывать умозаключения. Простым и эффективным средством обретения вышеперечисленных способностей является музыка!
В. А. Сухомлинский утверждал, что музыка - могучий источник мысли; без музыкального воспитания не может состояться полноценное умственное развитие ребенка. Об этом свидетельствовали и древние философы. Современные исследования последних лет в области физиологии мозга доказывают: музыка ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека, повышает работоспособность и умственную активность.
Рассмотрим, как виды музыкальной деятельности влияют на ребенка.
Пение - сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. Развитие слуха и голоса сказывается на формировании речи, её красоте. А речь, как известно, транслирует мышление человека. Заучивание текстов развивает память. А разнообразная тематика песен способствует познавательному развитию.
В музыкально - ритмической деятельности ребенок слушает произведение, передает его в движениях. Чем интенсивнее задействовано слуховое внимание, тем больше движений. В этом виде музыкальной деятельности нормализуется мышечный тонус, так как танцы улучшают взаимодействие обоих полушарий мозга.
Игра на музыкальных инструментах требует точных движений и согласованной работы рук. Таким образом, разрабатывается мелкая моторика. Особенно это важно при овладении навыками письма. Игра на музыкальных инструментах также способствует развитию пространственных представлений. Большинство инструментов могут задавать возможность пространственных координат. Духовые – «ближе - дальше» или «вверх – вниз», фортепиано, металлофон – «право – лево».
Восприятие музыки – сложный процесс, наполненный глубокими переживаниями. Прослушивание музыки развивает наглядно – образное мышление: способность анализировать картину, «нарисованную» звуками, а затем – «рисовать» её самостоятельно в воображении. Внимательное слушание музыки - один из самых абстрактных способов мышления, требующих особой психической сосредоточенности. Такая сосредоточенность в дальнейшем пригодиться для изучения математики и других точных наук. Поскольку восприятие музыки обеспечивается обоими полушариями мозга, идёт синхронизация их работы, и это первые шаги к успеху в учебе.
Частью музыкальных занятий является и образовательная деятельность. Дети учатся записывать ритмический рисунок, знакомятся с нотной грамотой. Этот вид деятельности нельзя осуществить без пространственного мышления, ведь музыкальная грамота организованна пространственно. Для понимания записи ритма требуются такие же математические навыки, как для понимания пропорций и дроби. Умение разделять поток звуков на маленькие единицы положительно влияют на лингвистические способности. Чем раньше ввести ребенка в мир музыки, тем быстрее откроется доступ к врожденным механизмам, которые отвечают за восприятие, понимание музыки и расширяют использование этих механизмов для образования других высших функций мозга. В работах Г. Ю. Маляренко, М. В. Хватовой (1993-1996г.) показано, что регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки улучшают кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта. Профессор Чеффилдского Университета Кэйти Овери сформулировала аспекты так называемых «интеллектуальных выгод»от музыки:
-повышение уровня читательских навыков;
-повышение уровня речевых навыков;
-улучшение навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач;
-улучшение концентрации внимания;
-улучшение памяти;
-улучшение моторной координации;
-улучшение вербальных и счетно-арифметических способностей.
Несколько слов о детском творчестве. Известно, что рисование под классическую музыку почти всегда влияет на выбор детьми цветовой гаммы. Ведь на музыкальных занятиях дети учатся сопоставлять звук и цвет. Творчество под музыку позволяет снять внутреннее напряжение, сосредоточиться на выполнении задания.
Рекомендуется использовать на занятиях рисованием произведения композиторов-классиков: П. Чайковского, Н. Римского- Корсакова, В. Моцарта, М. Глинки, Ф. Шопена и многих других.
«Детский фольклор является едва ли не
исключительно педагогическими надобностями народа»
Г.С.Виноградов.
Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов и творческих возможностей ребенка. Детский фольклор — сложная многоликая система произведений, включающая в себя: поэзию пестования» детей (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки,
сказки); детский бытовой фольклор (песенки, заклички, дразнилки, сказки, обрядовые
произведения); потешный фольклор (словесные игры, скороговорки, загадки, небывальщины); игровой фольклор (ролевые игры с текстом и без, считалки, игры — импровизации и др).
Ребенок в период детства проходит 3 важнейших этапа, названных в возрастной периодизацией:
младенчество — от 0 до 1,5 лет;
ранним возрастом -1,5-3 года;
дошкольным возрастом -3-6 лет.
На каждом из них применяется своя фольклорная основа.
К сожалению, на сегодняшний день фольклор мало используется в воспитании детей в семье. Ни одно из современных авторских произведений не может быть так понятно и близко ребенку, как русская народная песня, исполненная матерью. Ведь для малыша в этот период важна эмоциональная близость с родным человеком, чувство защищенности. Народ — педагог, сложивший поэзию пестования, проявил удивительно глубокое понимание психического развития, проявляющееся в музыкальном восприятии, любви к ритму, активному освоению речи, тяги к активным движениям.
На 2 этапе развития ребенка поэзия пестования продолжает радовать малыша и оставаться центральным средством воспитания. Здесь шире используются пестушки, потешки, как материал, стимулирующий развитие движений и словарь детей. К 3 годам малыш осваивает предметное окружение, учится самостоятельно есть и одеваться, использовать в быту ложку и чашку, мыло и гребешок, стремиться к активному общению с взрослыми. Эти годы должны дать ребенку эмоциональный опыт и опыт общения с игрушкой. И сегодня игра с куклой любима детьми. Колыбельная песня, потешка, пестушка могут занять в них достойное место.
3 этап — важнейший в развитии ребенка. Эти годы должны стать для ребенка «школой практической морали», дающей опыт взаимопомощи и сотрудничества. Решить эту не простую задачу поможет игра, а именно музыкальная игра. Фольклорная основа может помочь детям в конструировании новых игр. Заклички, приговорки хорошо использовать в играх календарного типа с подбрасыванием предметов вверх. Песни — дразнилки, хороводные игры способствуют развитию у детей выразительности речи и пластики движений в театрализованных играх. Загадки, небывальщины могут стать неотъемлемой частью игр-фантазий.
Базис личностной культуры формируется у ребенка к 3 годам. Поэтому так важно организовать в этот период встречи ребенка с песней, с книгой и игрой. И от того, будет или нет детство наполнено сокровищами русского игрового и литературно-музыкального творчества, зависит вся дальнейшая участь маленького человека.
Музыкальная игра формирует черты личности ребенка, влияет на его поведение, воспитывает в малыше чувство дружбы, развивает его умственные и творческие способности. Игра приносит ребенку радость и является неотъемлемой частью его деятельности. В репертуаре музыкальных игр большое место занимают народные игры, игры фольклорного характера, игры под русскую народную музыку.
Знакомя ребенка с самого раннего возраста с русским фольклором, с русской музыкой, мы даем ему представление о своем народе, его истории. Народные игры образны. Они развивают у ребенка ловкость, осторожность. Народные мелодии хороши своей простой, доступной формой. Напевные, легко запоминающиеся мотивы способствуют развитию у детей музыкальной памяти и слуха, воспитывают любовь к русской музыки. Игры фольклорного характера строятся на устном народном творчестве. Это хороводные игры, припевки, считалки и, конечно же, сказки. Надо выбирать те игры, которые были бы понятны и близки ребенку.
Сказки — лучший образец народного творчества. В игре она просто незаменима. Драматизируя сказку, ребенок связывает слово с действием.
Игра — драматизация помогает детям полнее воспринять художественное произведение, развивает у них наблюдательность, воображение, воспитывает вкус к слову, к музыке, любовь к родной природе. Игра — драматизация способствует более глубокому пониманию детьми художественного образа, а отсюда и искренности к игре. В работе с детьми необходимо использовать русские народные костюмы. Отдельные элементы русских костюмов предлагать детям на музыкальных занятиях и вечерах развлечениях (платочки, косынки, кокошники, ленточки, фартучки и т.д.) Для девочек необходимы: сарафан и блузка, лента и кокошник. Для мальчиков: рубаха-косоворотка, пояс из тесьмы и короткие шорты. Используя народные костюмы для оформления детской русской пляски, мы приобщаем детей к русскому народному искусству. Большую пользу приносит детям и выступления взрослых (пляска Д. Мороза под русскую народную мелодию, пляска скоморохов на празднике «Масленица» или «Ярмарка», участие в домашних постановках русских сказок и др.)
Впечатления детей усиливаются, когда они видят по телевидению или на концертных сценах выступление детских и взрослых танцевальных коллективов в русских костюмах. Это с одной стороны, вызывает у детей восхищение пластичностью, музыкальностью, красотой и образностью профессионального исполнения русского народного танца, песен, а с другой — порождает у детей желание подражать.
Очень хорошо использовать слушание музыки, песен, сказок в аудизаписи. С большой радостью дети просматривают записи театральных постановок, игр-драматизаций, исполнение мелодий на детских музыкальных инструментах, песни, стихи, инсценировки, в которых сами принимают участие.
Большую эффективность в работе имеет разучивание плясок, музыкальных игр, игр — драматизаций под магнитофонную запись, так как это дает возможность непосредственного общения с детьми.
Сила и значение игр, сказок, драматизации, построенных на фольклорном материале, в воспитании детей велика.
Народные игры, народная русская музыка должны входить в жизнь детей не от случая к случаю, а быть постоянным спутником в работе детского сада и семьи.
На сегодняшний день влияние классической музыки на детей, бесспорно, имеет огромное значение. В наш век компьютерных технологий, когда у ребенка больше развит интерес к жизни виртуальной, формировать эстетическую и художественную культуру у детей просто необходимо. В этом помогает именно классическая музыка. Ещё в дошкольном возрасте можно использовать музыкальные игры для детей, которые не только прививают любовь к музыке, но и учат отличать истинное искусство от подделки. Для этого следует использовать специальные методики и способы. Так как именно этот возраст является самым подходящим для восприятия всего прекрасного, важно учитывать, чтобы классическая музыка для детей была разнообразна. Ребенку будет полезно послушать как весёлые и лёгкие композиции, так и серьёзные, глубокие. А посещение концерта классической музыки для детей не пройдёт бесследно, впечатление от услышанного останется надолго.
Преимущества знакомства ребенка с классической музыкой
Изучение или просто регулярное прослушивание классической музыки: - позволит расширить познания в музыке, - будет способствовать поддержанию интереса к музыке, - побудит детей проявлять свои эмоции в творческой деятельности. Без сомнения, для детей полезно слушать классику, ведь им хочется потом выражать свои впечатления в рисунке, образном слове, различных инсценировках. И не важно, будет это музыка Моцарта для детей, Чайковского или Глинки. Дети становятся более эмоционально отзывчивыми, учатся сопереживать музыке, а значит, и всему окружающему. И, конечно, для детей полезна классика потому, что она расширяет их знания в мировой музыкальной культуре разных стилей и эпох. Ребенок, который с детства познакомился с классическими музыкальными произведениями, будет обладать утончённым вкусом, что поможет ему и в дальнейшей взрослой жизни. Дошкольное детство - период, наиболее благоприятен в отношении становления музыкальности.
Музыка окружает нас с самого рождения. Малыш еще не знает язык, не понимает слов, но, слушая колыбельную, успокаивается и засыпает. На музыкальных занятиях дети часто слушают музыку. Это музыка разучиваемых песен и музыка, сопровождающая движения (пляски, упражнения, игры). То есть, ту музыку, которая выполняет важную и часто прикладную роль.
Однако с третьего года жизни желательно слушать именно классическую музыку для малышей.
Вопрос о музыкальном репертуаре, на котором строится развитие дошкольника, очень важный и острый. Здесь безусловное предпочтение должно быть отдано классической музыке.
Ребятам понятен и очень нравится «Детский альбом» П. И. Чайковского. Такие пьесы, как «Болезнь куклы», «Марш оловянных солдатиков» сразу находит отклик в душе ребенка (вызывают чувства сопереживания, радости). Малыши хорошо понимают термин «музыка умеет рассказывать» и никогда не боятся этих образов. Они часто просят послушать еще и еще эти пьесы. Пьесы «Аквариум», «Слон», «Длинноухие» К. Сен-Санса, «Балет невылупившихся птенцов» М. П. Мусоргского, «Бабочка» Куперена вызывают просто восторг у малышей и желание подражать данным персонажам.
Давайте вместе прививать детям желание слушать классику, находить в этом радость. И пусть малыш воспринимает музыку по-своему. Ему это необходимо. Ведь музыка - это самый субъективный вид искусства.
Слушайте классическую музыку с малышами в детском саду, дома, в концертном зале. Будем слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке, то, что называется «классикой короля». В современной психологии существует даже отдельное направление – это музыкотерапия. Она представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также при различных психических заболеваниях.
Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекция отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.
Так, по данным современных исследователей, классическая музыка для дошкольников способствует улучшению соматических и функциональных показателей, значительно улучшает, оживляет и восстанавливает рефлексы врожденного автоматизма, способствует нормализации частоты дыхания и частоты сердечных сокращений.
Полезно не только прослушивать музыку в записи, но и исполнять песни самим. Для ребенка очень важным является «живой» голос матери. Поэтому весьма благоприятное воздействие оказывает пение колыбельных песен: они успокаивают, приводят малыша в равновесие, создают обоюдный благоприятный эмоциональный фон.
https:/nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/01/17/konsultatsii-muzykalnogo-rukovoditelya-dlya
В чем секрет лечебного воздействия музыки на человека?
По этому поводу существуют разные точки зрения. Некоторые ученые, преимущественно врачи-психотерапевты, полагают, что в основе исцеляющих свойств музыки лежит ее способность влиять на психоэмоциональное состояние человека. Склонность людей к таким болезням, как гипертония, стенокардия, язва желудка и др., часто объясняется не физической немощью и не наследственной предрасположенностью, а особенностями характера человека, его мировоззрением и отношением к окружающей действительности.
Оказывается, язвой желудка и двенадцатиперстной; кишки, гипертонией чаще болеют люди, нетерпимые к ошибкам и "неправильному" поведению других людей, жестко придерживающиеся своих принципов и взглядов, настроенные враждебно и противопоставляющие себя окружающим. Если же человек постоянно зациклен на собственных недостатках, не уверен в себе ‒ это прямой путь к мигреням, аритмии сердца, бронхиальной астме. Чтобы избежать или вылечить психосоматическое заболевание (именно так называется эта группа болезней), нужно изменить если не характер человека, то хотя бы его отношение к своим проблемам и к жизни вообще. И музыка здесь ‒ один из главных инструментов лечебного воздействия.
Считается, что прослушивание произведений Бородина, Шопена, Бетховена помогает разобраться в собственных чувствах, лучше познать себя. Симфонии Чайковского освобождают душу от страданий и неприятных воспоминаний.
Брамс, медленные произведения Баха и прелюдии Листа помогают преодолеть застенчивость и излишнюю стыдливость, музыка Шостаковича ‒ держать под контролем отрицательные эмоции (злобу, раздражительность). Творения Моцарта и Бизе, танцевальные произведения Штрауса, Кальмана формируют у человека оптимистическое мироощущение, а слушание концертов для фортепиано с оркестром Шопена делает отношение окружающему миру более позитивным и радостным.
Согласно другой теории, основным целебным фактором в музыке является ритм. Ритм считается сердцем музыки, и, по мнению ряда специалистов по музыкотерапии, именно он лежит в основе ее лечебных свойств. В природе все подчинено определенным ритмам, и человеческий организм не исключение. Каждый орган в системе "человек" вибрирует по-своему, и его вибрации совпадают с ритмом энергией вполне определенных звуков и инструментов.
Доказано, что когда функции органа нарушаются, он начинает работать в ином ритме, изменяется частота и сила его вибраций.
Больное сердце ‒ яркий пример. И вот тут на помощь приходит музыка. Если знать, с каким инструментом в унисон звучит сбившийся с ритма орган, и регулярно слушать исполняемую на ней музыку, ритмы "исцеляющего" инструмента помогут организму человека вновь обрести прежнее "звучание".
Итак, какой инструмент за что "отвечает"? Считается, что:
-скрипка лечит душу, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию;
-орган приводит в порядок ум, гармонизирует энергопоток позвоночника, его называют проводником энергии "космос ‒ земля ‒ космос";
-пианино очищает щитовидную железу;
-барабан восстанавливает ритм сердца, приводит в порядок кровеносную систему;
-флейта очищает и расширяет легкие;
-арфа гармонизирует работу сердца;
-виолончель благотворно действует на почки;
-саксофон, самый "сексуальный" инструмент, активизирует сексуальную энергию.
-цимбалы "уравновешивают" печень;
-баян и аккордеон активизируют работу брюшной полости;
Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка.
Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.
Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка.
В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.
Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.
Пение и музыка:
развивают воображение, и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами
приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);
обогащение словаря ребенка;
развитие способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;
тренировка более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика;
развитие навыка чтения: пение помогает понять ритмический строй языка;
песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений.
правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект
пение в группах развивает способность работы в команде.
Музыка дает ребенку ощущение счастья, а также музыка влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечнососудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.
Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний.
Медики заметили, что пение способствует улучшению состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов. Практика именно группового пения активно внедряется в программу лечения и профилактики заболеваний.
Здоровье и развитие мозга.
Игра на музыкальных инструментах способствует развитию мозга через мелкую моторику пальцев рук, так как на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания всех внутренних органов организма.
Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка.
Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции.
А положительные эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье.
И наша цель: доставлять музыкальными занятиями удовольствие детям и занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее!
Есть несколько простых правил, следуя которым вы обязательно избежите проблем, а соответственно ваш ребёнок будет в полном порядке.
1. Ставьте детям как можно чаще классическую музыку. Многочисленные эксперименты показали, что под музыку таких композиторов как Моцарт, Вивальди, Бетховен дети успокаиваются, хорошо засыпают!
2. Отбирайте музыкальные произведения с мелодичным и легким звучанием, без ярко выраженных ударных партий, так как они способны зомбирующе действовать на психику.
3. Минимум низких частот. Соблюдайте это правило, так как, давно известно, что низкочастотные звуки способны влиять на психическое состояние человека не самым лучшим образом, тем более на психику ребенка.
4. Не включайте музыку громко! Если пренебречь этим правилом, ребенок может стать нервным, будет плохо спать, капризничать, ухудшится аппетит. Громкий звук травмирует нежную детскую нервную систему, а это может иметь крайне печальные последствия в будущем.
5. Ни в коем случае не позволяйте ребенку слушать музыку в наушниках! Слуховой аппарат устроен таким образом, что громкий звук наушников воздействует непосредственно на мозг человека, вызывая микросострясения. "Звуковой шок" может иметь неприятные последствия даже для взрослого человека, а для ребенка тем более!
6. Не ставьте детям тяжелый рок и его разновидности, рейв, транс и клубную музыку - именно она способна нанести непоправимый урон детской психике!!!
7. Как можно чаще ставьте детям детские песни, пойте их вместе с ними.
8. При подборе музыкальный произведения для детей нужно учитывать время суток, когда ребенок будет слушать музыку. Если с утра можно ставить детские песни более зажигательные, бодрые и быстрые, то к вечеру настоятельно рекомендуем прослушивать медленные детские песенки и мелодии, постепенно переходя к колыбельным.
9. Прослушивание музыки у детей старшего возраста может занимать более часа в сутки. Не забывайте ставить музыку, когда делаете с детьми зарядку или занимаетесь с ними физическими упражнениями.
10. Ходите с детьми на детские спектакли, в цирк, смотрите мультфильмы и детские фильмы, разучивайте и пойте с ними детские песни.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие малыша: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Очень важно, чтобы уже в раннем возрасте рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.
Во всем мире признано, что лучшие условия для развития воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Это зависит от врожденных музыкальных задатков, образа жизни семьи, ее традиций, отношения к музыке и музыкальной деятельности, от общей культуры…
Первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рождения. Колыбельная песня матери — первое знакомство с музыкой. Отсутствие музыкальных впечатлений делает невозможным усвоение музыкального языка.
Младенец рождается с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагировать на них. Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание, моргание, плач, замирание. Постепенно развивается внимание к звуку, способность к локализации источника звука. Значительно медленнее развивается у детей звуковысотный слух.
Чувство ритма заложено в каждом ребенке, но чувству музыки можно и обучить. Нужно слушать вместе с ребенком любую музыку, а также детские и колыбельные песенки. Следует поощрять в нем желание танцевать, маршировать, прихлопывать в ладоши, поощрять также желание играть на музыкальных инструментах. Первым инструментом может быть один из ударных, а таковым может служить все, начиная от сковородки и заканчивая бубном.
С.Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» призывает родителей: «Пойте!» Если родители стесняются своего пения, лучше делать это только в присутствии малыша. Следует петь детские песни, для того чтобы ребенок усвоил серию простых мелодий и научился их воспроизводить, нужно петь и «взрослые» песни.
Дети могут чувствовать музыку ничуть не хуже взрослых. Правда, им не будут понятны все слова. Но ведь взрослые, слушая иностранную музыку, тоже не понимают слов.
С.Лупан рекомендует родителям приобрести для двухлетнего ребенка - магнитофон или плеер. Это даст возможность малышу самому слушать музыку.
Нужно записывать на кассеты, диски разную музыку (хорошего качества), называть имена исполнителей, обращать внимание ребенка на красоту человеческого голоса, его неповторимость.
Для музыкального развития в семье используют следующие педагогические методы:
 Наглядно-слуховой метод — основной.
Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная, но и классическая и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.

 Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. Он предполагает показ детям книг с репродукциями картин, знакомство малышей с народными традициями, обрядами.

 Словесный метод тоже важен. Краткие беседы о музыке, реплики-взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения в звучании.
 Практический метод (обучение игре на детских музыкальных инструментах, пению музыкально- ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.
Консультация для родителей «Пойте вместе с нами!»

Каждый человек, родившись, получает от матушки – природы драгоценный и великий дар - особого качества музыкальный инструмент - голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно, владеть этим инструментом.

Обучать ребёнка пению лучше всего используя для этого свой собственный голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая выразительным интонациям голоса взрослого. Чем младше ребёнок, тем более лёгким должен быть певческий репертуар. Помните, что объём детского голоса невелик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребёнка требует осторожного и бережного отношения.

При обучении пению всегда идите от простого к сложному, словно постепенно поднимаетесь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства.

Вот несколько советов, которые могут оказать помощь вашему ребёнку в овладении навыками выразительного пения:

Прежде чем начать разучивание понравившегося песенного репертуара, определите, справится ли ваш ребёнок, соответствует ли он возможностям его голоса. Даже если песня очень понравилась вам и вашему ребёнку, пение может принести большой вред, если она не отвечает особенностям возраста;
Итак, вас заинтересовала песня и вы немножко знакомы с нотной грамотой. Как мудрый педагог, сначала внимательно разберитесь в особенностях текста, мелодии, предугадайте варианты возможных ошибок ребёнка.

При подборе песенного репертуара учитывайте следующее:

Содержание песен должно отражать круг интересов ребёнка.

Просмотрите текст, прочитайте его выразительно вслух и найдите сложные для понимания слова, объясните их ребёнку.

В мелодии песни найдите сложные по ритмическому рисунку такты. Посмотрите одновременно, не будет ли затруднений в пропевании самой мелодии (сложность может вызывать скачкообразный характер мелодической линии).

Обратите внимание на протяжённость музыкальных фраз. Помните, темп дыхания у детей более частый в сравнении с дыханием взрослого. Поэтому фразы детских песен должны быть короткими, чтобы ребёнку не приходилось разрывать в процессе пения для нового вдоха.

Объём звуков мелодии песни не должен превышать возможностей певческого диапазона голоса ребёнка. У детей 3 – 4 лет - это всего 4-5 звуков, у детей 6 – 7 летнего возраста он расширяется до октавы (8 звуков).

Все эти рекомендации вы должны учесть, прежде чем споёте ребёнку песню. Первоначальное исполнение должно быть ярким, выразительным. Только при этом условии у ребёнка появится интерес и желание выучить песню.

Учите детей чисто петь. Музыканты – педагоги при оценке пения используют термин «чистота интонирования». Говорят, например, интонация у ребёнка не чистая, или «чистота интонирования оставляет желать лучшего». Но что такое ПЕТЬ ЧИСТО? Это значит, петь без фальши. Когда вы играете на каком-либо инструменте и одновременно поёте, надо слушать себя и следить за тем, чтобы звук инструмента и голос сливались. Приходится сознательно управлять своим голосом и приспосабливать его к звучанию инструмента. Если есть хотя бы небольшая рассогласованность между звуком музыкального инструмента и его повторением человеком, о чистом пении не может быть и речи, а ведь к чистоте пения люди всегда относились и относятся очень серьёзно.
Не стоит расстраиваться, если сразу не получится исполнить песню чисто. Для успеха требуется время, упражнения для развития звуковысотного слуха и, конечно же, регулярные занятия пением. И всегда ПОМНИТЕ: прежде чем проинтонировать (пропеть) звук песни, важно правильно услышать его и точнейшим образом повторить голосом.