Консультации старшего воспитателя

Покормите птиц зимой

Наверное, каждая семья хотя бы раз делала для птиц кормушку. Однако, часто бывает так: ребенок пару раз насыплет зерна, а потом это занятие ему надоедает. Со временем забывают про нее и родители, и в итоге на деревьях болтается много бесхозных коробочек. Как же сделать процесс кормления птиц интересным и, главное, полезным для малыша?
“Не дразните собак, не пугайте кошек, не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек” — слова из детской песенки хранятся в памяти у каждого из нас с глубокого детства. Все помнят, что кормить птиц зимой необходимо. Это учит детей внимательности, заботе об окружающем мире, состраданию.
Но на деле все оказывается не так просто. Современные дети пресыщены большим количеством развлечений и разнообразной информации. Частый просмотр мультфильмов, обилие рекламы и ярких игрушек, от которого никуда не деться, делает детей менее внимательными. И в итоге получается, что ребенка нужно учить видеть удивительное в обыденном. Учить удивляться красоте природы, видеть и замечать ее.
Кстати, регулярное и осмысленное наблюдение за природой, помимо нравственного и эмоционального, полезно и для интеллектуального развития ребенка. В школе и в будущей взрослой жизни навыки внимательного и чуткого взаимодействия с окружающим миром пригодятся повзрослевшему человеку не раз.
Так как же превратить обычную кормушку в настоящее учебное пособие?
В интернете и тематических журналах размещено множество советов о том, как можно сделать красивую кормушку своими руками. Они бывают разными: деревянными, пластиковыми, картонными… Как правило, чтобы облегчить работу, в качестве основы для кормушки используют готовую коробку, бутылку или “тетра пак”. А малышу остается только ярко украсить поделку.
Но одним только изготовлением кормушки подготовка к кормлению не ограничивается.
Необходимо обсудить с ребенком зачем, как и почему вы будете кормить птиц. И простым: “Мы в детстве так делали” или “Это нужно” лучше не ограничиваться.
Первое что стоит сделать — это рассказать ребенку о том, какие птицы водятся зимой в его городе. Даже если вы говорили об этом уже неоднократно, вспомните пройденный материал — лишним это не будет. Пусть ребенок сам назовет, каких птиц он знает. Если есть возможность, можно привлечь к разговору цветные иллюстрации с разными видами птиц. Полезным будет послушать и песни пернатых — в интернете есть сайты с записью голосов разных животных.
Конечно, основные птицы российских городов — это голуби, синицы, воробьи и снегири. Обычно кормушки предназначают для них. Но зимой можно также встретить более крупных птиц, таких как свиристели, сойки, вороны, сороки, дятлы. Хотя эти птицы вряд ли посетят вашу кормушку, рассказать о них ребенку все-таки стоит.
Важно также обсудить с ребенком, какие именно продукты вы будете использовать для кормления птиц. Внимательно выслушайте все предложения ребенка. Объясните, почему он не прав, если предложенные лакомства птицам есть нельзя (“Нет, птичке нельзя кушать пирожные, они слишком жирные и у птичек может заболеть живот.”, “Мясо птички не едят. Те птицы, для которых мы строим кормушки — травоядные, то есть питаются зернами, и насекомоядные, едят насекомых. Птицы, которые едят мясо - совы или ястребы — в кормушку не поместятся, они слишком большие”). Старайтесь рассказать ребенку все, что вы знаете. Дошкольники и младшие школьники впитывают информацию как губка, и через годы вы удивитесь, как много они запомнили из ваших спонтанных уроков.
Итак, для зимней прикормки птиц можно использовать семена тыквы, арбуза и, конечно, подсолнечника. Только обязательно не жареные и не соленые! Птицы будут рады также вареной картошке и несоленому салу. Можно давать им и орешки, и кусочки сушеных яблок. Как правило также птицам дают пшено и хлебные крошки (только не ржаные!).
Но самое главное — объяснить ребенку, почему так важно кормить птиц зимой. Расскажите ему, что в холодные дни птицам обязательно нужно много есть, иначе они могут замерзнуть насмерть. С другой стороны, привычной для них пищи зимой практически не бывает: насекомые прячутся и засыпают, а большинство растений укрыты толстым слоем снега. Все что остается птицам — это замерзшие ягоды на ветках и объедки на свалках. Поэтому, чтобы весной в городе было много птиц, и вы могли послушать как они поют и посмотреть, как молоденькие птенчики учатся летать, зимой их нужно регулярно подкармливать.

https:/mdou97.edu.yar.ru/konsultatsii_dlya_roditeley_i/starshiy_vospitatel.html
Адаптация ребенка к детскому саду
Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем. Вместе с тем возникает немало вопросов, как это лучше сделать. И здесь, как нам кажется, в известной мере вам могут пригодиться наши советы.

О путешествиях с детьми.
Ехать или не ехать с ребёнком на юг? - вопрос встаёт перед родителями довольно часто. Что можно посоветовать по этому поводу? Если вы живёте в средней полосе и если речь идёт о грудном ребёнке, то вряд ли стоит отправляться с ним в продолжительную поездку. Поэтому самое лучшее – вывезти его на дачу. Точно так же нужно поступить и в тех случаях, если вашей дочери или сыну не исполнилось ещё трёх лет. Чем меньше ребёнок, тем тяжелее он приспосабливается к изменениям обстановки и климата. В этих благодатных местах в первые дни малыши становятся капризными, у них пропадает аппетит, появляются нарушения пищеварения и сна. Приспособление к новым климатическим условиям у детей первых трёх лет жизни продолжается иногда неделю, а то и две. Едва ребёнок успеет привыкнуть к новому климату, как надо собираться в обратный путь. Такой отдых для ребёнка чреват развитием различных заболеваний.

Солнце хорошо, но в меру.
Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. Это касается и самых маленьких – грудных детей. Однако если более старшим дошкольникам разрешается понемногу загорать, то малышам прямые солнечные лучи могут причинить вред. Самая большая опасность – перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар, поскольку маленький ребёнок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна.
До трёх лет воздушные ванны можно проводить под навесом или в тени деревьев. При этом нужно соблюдать принцип постепенного обнажения тела ребёнка. Сначала от одежды освобождаются руки и ноги, а затем остальные части тела. Уже с 1,5 летнего возраста воздушные ванны ребёнок может принимать в одних трусиках. Продолжительность первой такой ванны – 5 минут, затем время постепенно увеличивается до 30-40 минут. Воздушные ванны особенно рекомендованы детям с ослабленным организмом. Лучшее время проведения – с 9 до 12 часов, на юге – с 8 до 10 часов. Каждую воздушную ванну лучше всего заканчивать водной процедурой.
Дети дошкольного возраста после недельного курса воздушных ванн могут начать принимать солнечные ванны. Загорать ребёнок может лёжа, а ещё лучше во время игр и в движении. Солнечные ванны в сочетании с воздушными ваннами, а также водными процедурами оказывают прекрасное укрепляющее действие. Дети становятся устойчивее к гриппоподобным заболеваниям, нежели те ребята, которые мало загорали.

Осторожно: тепловой и солнечный удар!
Специалисты не делают больших различий между этими состояниями. И это понятно. В основе как теплового, так и солнечного удара лежит перегревание организма. Причиной теплового удара является затруднение теплоотдачи с поверхности тела. Часто это связано с длительным пребыванием в жаркой, влажной атмосфере. При солнечном ударе возникает нарушение кровообращения в головном мозге. Обычно это бывает, когда ребёнок ходит на солнце с непокрытой головой.
Чем меньше возраст ребёнка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Поэтому перегрев организма у маленького ребёнка иногда может уже случиться во время приёма воздушных ванн.
При лёгком солнечном или тепловом ударе симптомы в основном однотипны. Это – головокружение, слабость, головная боль. У малышей часто отмечается расстройство кишечника. В тяжёлых случаях могут появиться судороги, рвота, потеря сознания. Во всех таких ситуациях нужно срочно вызвать врача, а до его прихода перенести ребёнка в тень, смочит голову и грудь холодной водой, не переносицу положить холодный компресс, приподнять голову. Дайте ребёнку попить и успокойте его.
Купание – прекрасное закаливающее средство.
Купаться в открытых водоёмах можно начиная с двух лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.
Лето — пора путешествий и новых впечатлений. Чтобы отдых был приятным, будьте бдительны и осторожны, помните об опасностях, которые подстерегают детей во время отдыха.

Опасности, связанные с путешествием на личном транспорте:
- открытые окна;
- незаблокированные двери;
- остановки в незнакомых местах.
Сажайте детей на самые безопасные места (середину или правую часть заднего сиденья). Пристегивайте ребенка ремнями безопасности. Не разрешайте ребенку стоять между сиденьями, высовываться из окна, выставлять руки, снимать блок с двери, трогать ручки во время движения. Выходить из машины ребенку можно только после взрослого.

Меры предосторожности, связанные с купаниями в водоемах:
Тщательно осмотрите место отдыха и купания. Проверьте, нет ли битого стекла, острых камней и других опасных предметов. Не забывайте надеть на ребенка на пляже головной убор. Располагайтесь с ребенком в тени деревьев, избегая прямых солнечных лучей. Входите с ребенком в воду постепенно. Резкое погружение разгоряченного тела в прохладную воду может спровоцировать сбой сердцебиения и судороги. Не допускайте переохлаждения ребенка в воде. Чередуйте купание с играми на берегу.




http://ped-kopilka.ru/roditeljam/konsultaci-dlja-roditelei-v-detskom-sadu-html
[/i
Кукольный театр в воспитании дошкольников.
Кукольный театр - одно из красочных зрелищ дошкольников. Он привлекает детей своей насыщенностью, красотой, движением. Они наблюдают за знакомыми игрушки:, зайчиком, котиком, собачкой, мышкой, которые оживают, двигаются общаются и от этого становятся еще ближе. Оригинальность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно новый мир. Этот древний вид искусства участвует в жизни детей не только как развлечение, но и имеет воспитательное значение.
Знакомство с этим видом театра начинается с младшей группы. Детей привлекает внимание живая кукла, они ее не боятся, внимательно следят за ее действиями. В разговоре и движения куклы совершенно иные от людей, кажутся более интересными.
Игрушки такого значения приходят к детям в гости, посещают образовательную деятельность, участвуют в развлечениях, поют песни, помогают детям раскрепоститься. Для постановки сказок можно использовать не только куклы би-ба-бо, но и обычные игрушки, которыми играют дети в повседневной жизни.
С игрушками разыгрываются различные инсценировки. Игры в доктора это, помогает детям справится со страхами. После визитов «Маши-растеряши» дети стали следить за внешностью, опрятностью. Дети всегда прислушиваются к игрушкам.
Кукольный театр прекрасное средство для развития речи дошкольников. Дети с удовольствием отвечают на вопросы гостей, решают задачки, общаются.
Показывая детям сказку можно сопроводить ее музыкой. Это даст положительные эмоции, привлечение внимания на нового персонажа. Ребята с удовольствием подпевают вместе с куклами, аплодируют им. С нетерпением ждут новых встреч.
Кукольный театр прививает детям любовь к прекрасному, учит любить мир, видя в нем красоту и добро. Развивает речь, эмоциональную стабильность. Показывает правила поведения, гигиены, раскрывает их индивидуальный потенциал.
http:/ped-kopilka.ru/blogs/ekaterina-anatolevna-kotenkova/konsultacija-dlja-roditelei-na-temu-kukolnyi-teatr-v-vospitani-doshkolnikov.html
Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей
Родители не должны оставлять без внимания то, что происходит с ребёнком, но при этом им надо постараться объяснить ему, что у них и других родственников есть и другие дела, помимо заботы о нём.
Конечно, не существует готовых рецептов и моделей воспитания, которые можно просто взять и, не изменяя, «приложить» к своему ребенку. Определенное положительное влияние на практику семейного воспитания оказали издававшиеся в последние годы педагогические руководства и рекомендации для родителей.
1. Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок - единственный в своем роде. Поэтому не стоит требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Предоставьте ему право прожить жизнь самому.
2. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Опирайтесь на сильные стороны ребенка. Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.
3. Хвалите не личность ребёнка, а его поступок, действие, почаще смотрите ребёнку в глаза, обнимайте и целуйте его.
4. В качестве воспитательного воздействия чаще используйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание.
5. Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.
6. Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами - это самый эффективный способ давать ему инструкции. В случае неповиновения взрослому необходимо убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка. Если ребенок демонстрирует открытое неповиновение, взрослый может подумать о наказании. Наказание должно соответствовать проступку, ребенок должен четко понимать за что он наказан.
7.Чаще разговаривайте с ребенком, объясняйте ему непонятные явления и ситуации, суть запретов и ограничений. Помогите ребенку научиться вербально выражать свои желания, чувства и переживания, научиться интерпретировать свое поведение и поведение других людей.
8. Учите своего ребенка дружить с другими детьми, не обрекайте его на одиночество.
9. Любой ребенок — может быть другом вашему ребенку и поэтому заслуживает уважения с вашей стороны.
10. Цените друзей своего ребенка не с позиции возможностей его родителей, а с позиции его отношения к вашему ребенку. Всякая ценность человека в нем самом.
11. Собственным отношением к друзьям учите своего ребенка ценить друзей.
12. Старайтесь показать своему ребенку достоинства его друзей, а не недостатки.
13. Хвалите своего ребенка за проявление его достоинств в дружбе.
14. Приглашайте друзей своего ребенка в дом, общайтесь с ними.
15. Помните, что дружба детства, которая будет поддержана вами, возможно, станет опорой вашего ребенка во взрослой жизни.
16. Учите своего ребенка быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы.
17. Учитесь быть своему ребенку другом.
18. Если ваш ребенок поверяет вам свои тайны как друзьям, не шантажируйте его ими.
19. Критикуйте, не унижая, а поддерживая.
20. Поддерживайте в своем ребенке желание делать друзьям приятное.
http:/мадоудс10.рф/dlya-vas-roditeli/stranichka-starshego-vospitatelya
Ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника
Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении со взрослыми и сверстниками. Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах со взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре.
Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия.
В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре. Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений.
Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

Книга-это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей , а также из книг.
Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить нас родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей.
С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.
Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.
Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное - содержание.

Рекомендации по приобретению литературы:

1. Дети 2-3 лет любят книги с крупными картинками, любят их рассматривать. Тут на помощь приходят русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка-Ряба», «Теремок». Маленькому ребенку всегда легче воспринимать рассказ, чем чтение. Поэтому рассказывайте ему сказки своими словами и одновременно рассматривайте картинки к книжке. На третьем году жизни словарный запас быстро увеличивается, и ребенку можно уже читать стихотворения. Познакомьте с творчеством А. Барто, З. Александровой.
2. У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок. Потихоньку приступайте к заучиванию стихотворений.
В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных, с творчеством К. Чуковского.
3. Для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё еще сказки, только к народным добавляются и авторские. Поэтому их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со смешными рассказами Н. Носова.
Детям 6-7 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.

Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться.

Советы для родителей.

• Чаще говорите о ценности книги;
• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
• Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
• Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
• Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
• Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
• Чаще устраивайте семейные чтения.

Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью.
Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.
Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.
С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.
Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.
Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.
Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих. Растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.
Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.
Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно.
Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.
Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый
готов пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.
Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов.
Ребенок
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:
• четкий режим дня;
• отсутствие родных рядом;
• длительный контакт со сверстниками;
• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
• особенности нового пространственно-предметного окружения.
Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями.
Адаптирующегося ребенка отличает:
• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;
• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
• утрата навыков самообслуживания;
• нарушение сна;
• снижение аппетита;
• регрессия речи;
• изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;
• снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).
Родители
Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (на-пример, обязательный выход матери на работу), оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:
• в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицательные);
• начинается «маркетинг в песочнице» (разговоры с гуляющими мамами на детской площадке все время крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как там?»);
• обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр.), но и к поведенческим (как общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.);
• в общении с ребенком и друг с другом появляются слова «детский сад» и «воспитательница» (Вот пойдешь в детский сад... Что скажет воспитательница, если увидит такое...).
И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым условиям жизни.
Адаптирующегося родителя отличает:
• повышенная тревожность;
• обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;
• преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);
• повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);
• многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).
Страницы: 1 2 > >>