ДО 300-ЛЕТИЯ КУЗБАССА ОСТАЛОСЬ 


Культура ребенка рождается в семье (Советы родителям)

Ребенок усваива­ет речь «материнско — отцовским» способом, подражая близким, поэтому очень важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам рече­вого этикета. Нередко родители называют сына «Вовка», дочь — «Катька». Ребенок, конечно, не обижается, так как уверен в вашей любви. Речь некоторых детей изо­билует разного рода оскорбитель­ными кличками, конечно же, не ими придуманными. Если ребенок в семье слышит «растяпа», «раз­гильдяй», «негодник» и пр. — эти слова прочно входят в его лекси­кон и никак не украшают его речь, и отношения с теми, кому они ад­ресованы. Если вы ребенку хотите сделать замечание, постарайтесь выбрать тактичные выражения и не выговаривайте ему на людях. Лучше это сделать, оставшись на­едине с ним. Маленький человечек очень восприимчив ко всему, что его окружает. Он покоряет нас ис­кренностью и непосредственнос­тью. Взрослые обязаны сохранить эти кристаллики чистоты, доброты: бережно относиться к слову, к со­беседнику, знакомить с правила­ми речевого общения. Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их взаимопониманию. Необходи­мо обращаться к своему ребенку со словом «пожалуйста», благода­рить его, высказывать родитель­ское одобрение по поводу прояв­ленной вежливости. Выражения «доброе утро», «спокойной ночи» являются неотъемлемой частью речевого этикета ребенка, как и слова «здравствуйте», «до сви­дания», произносимые привет­ливо, с улыбкой. Ведь мимика      и интонация порой имеют не мень­ший смысл, чем содержание вы­сказывания. Так сердито произне­сенное приветствие может быть воспринято как выражение непри­язни. Слова приветствия — норма вежливости, показатель внимания к людям, способствуют установле­нию контакта, настраивают на дру­желюбный лад.

Приучите ребенка, когда ему понадобится вещь, при­надлежащая другому члену семьи, товарищу, спрашивать разреше­ния, например: «Мама, разреши взять твою косынку?», «Таня, мож­но взять твой карандаш?» и т.п. Спрашивая разрешение, ребенок тем самым выражает уважение к правам другого, а вежливая фор­ма гарантирует успех. «Волшебное слово» — меткое выражение, извес­тно нашим детям. Но все ли им пользуются?

Напоминайте ребен­ку, чтобы он не забывал о «волшеб­ной силе» слова «пожалуйста», об­ращаясь с той или иной просьбой к взрослым и сверстникам. Есть еще и «спасибо», которое ребенок должен усвоить к двум годам.

Если двухлетний малыш говорит взрос­лому «ты», в его устах это звучит даже мило. Но с четырех лет дети уже должны говорить взросло­му «Вы». В русской классической литературе можно встретить об­ращение к родителям на «Вы». Это устаревшая форма, почти не встречается в наше время. Все зависит от желания старшего по­коления.

В литературном отноше­нии правильнее, если дети назы­вают родителей «мама», «папа» не избегая, конечно, и ласкатель­ных форм: «мамочка» «папочка». А родителей своих родителей  с точки зрения речевого этикета предпочтительнее называть «ба­бушка», «дедушка».

Необходи­мо посоветовать своему ребенку использовать такие выражения: «скажите, пожалуйста», «извини­те, пожалуйста» — затем изложить свою просьбу или вопрос.

Мы все стремимся к тому, что­бы ребенок чувствовал себя ком­фортно в любой обстановке, в лю­бой речевой ситуации, чтобы наши дети легко вступали в диалог, мог­ли с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, были вниматель­ными слушателями, доброжела­тельными собеседниками, одним словом, добрыми, умными, интел­лигентными, коммуникабельными людьми.

И мы, родители, должны помочь освоить правила, регулирующие поведение говорящего и слушаю­щего, так как основные проводни­ки в мир речевой культуры — рече­вого общения только взрослые, от которых зависит организация со­держательного детского общения.

В культурной семье никто ни на кого не кричит, даже не повышает голос, ибо каждый видит в другом личность. Когда на ребенка кри­чат, он считает, что его не любят, не считают за человека. Культура ребенка рождается в семье, ее не могут привить ни в детском саду, ни в школе, если дома царит гру­бость. Пример родителей имеет огромное значение в овладении ребенком правилами речевого общения. А развитие правильной речи — важное условие умственно­го развития детей.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!